21.10.2023

Заниматься сексом в канун среды, пятницы и воскресенья — страшный грех!

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга «Интимная Русь» о тайнах личной жизни наших предков
Иван Горюшкин-Скоропудов. Поцелуй..
Иван Горюшкин-Скоропудов. Поцелуй..

Надежда Адамович и Наталья Серегина, авторы «Интимной Руси», понимают слово «интимная» широко. В общем-то, это книга о домашней жизни русских женщин и мужчин с позапрошлого тысячелетия и примерно до XVIII века. О том, как они влюблялись (и о том, чем вообще для наших предков была любовь), как старались привлечь внимание противоположного пола, как колдовали, стараясь добиться желаемого с помощью потусторонних сил, как представляли себе идеальную внешность, как занимались сексом… Вот лишь несколько историй из далекого-далекого прошлого.

РЫГАНИЕ КАК ПРИЗНАК ОБРАЗОВАННОСТИ

Идеал мужской красоты на Руси в XVII веке имел мало общего с современным. Одним из непременных слагающих этого идеала был огромный живот: чем больше, тем лучше. «Они [московиты] придают большое значение длинным, окладистым бородам и толстым брюхам, и потому обладающие ими пользуются большим почетом от других», — писал немецкий путешественник Адам Олеарий. «Встречаются между ними многие, имеющие большие животы, и особенно между знатными, которые даже гордятся этим, как будто бы это служит признаком благородства», — добавлял англичанин Чарльз Карлейль.

Может быть, живот служил доказательством того, что его обладатель часто и хорошо питается?.. Во всяком случае, это был признак статуса, и цари специально выбирали мужчин потолще, чтобы присутствовали на торжественных мероприятиях — так они выглядели еще торжественнее.

Ну, и упомянутая борода была непременным атрибутом настоящего мужчины. Достаточно сказать, что протопоп Аввакум считал всех, кто бреет бороду, мужеложцами. Бритье бороды называли ересью; при Алексее Михайловиче его считали пережитком язычества, подобным распеванию «бесовских» песен. Бритых презирали, причем веками: «Женам позавидев, мужеское свое лице на женское претворяши» — с негодованием писал о модниках митрополит Даниил еще в XV столетии. Теперь представляете, как непросто пришлось Петру I?

Но все это еще полбеды. Гораздо драматичнее обстояло дело с манерами. «Они вовсе не стыдятся во всеуслышание и не щадя ни чьего обоняния пускать на волю то, что природа требует испустить верхом и низом после еды, и так как они очень любят и едят в изобилии лук и чеснок, то для непривычного самое присутствие их невыносимо тягостно…» — писал тот же Адам Олеарий. А посол Священной Римской империи в Русском царстве Даниил Принц из Бухова во времена правления Ивана IV Васильевича заметил: «Рыгание у русских считается признаком образованности»…

А женская красота — отдельная история. Если в двух словах, дамы в XVI-XVII веках считали, что чем больше косметики, тем лучше. Путешественник Петрей де Ерлезунда сообщал: русские женщины «чрезвычайно красивы и белы лицом, очень стройны, имеют небольшие груди, большие черные глаза, нежные руки и тонкие пальцы и безобразят себя часто тем, что не только лицо, но и глаза, шею и руки красят разными красками, белою, красною, синею и темною: черные ресницы делают белыми, белые опять черными или темными и проводят их так грубо и толсто, что всякий это заметит».

На лицо накладывали белила толстым слоем, а поверх шли румяна; причем они могли образовывать узоры — полосочки, кресты, овалы, ромбики. Брови делали «соболиными», то есть широкими, длинными, очень темными. Зубы при этом были черными, — их, как и брови, специально чернили с помощью сурьмы (впрочем, такая моды была и при дворе английской королевы Елизаветы). Чернили даже белки глаз! «Чтобы еще больше возвысить ясность, светлость и блеск очей, подкрашивали не только ресницы под стать бровям тоже черною краскою, сурьмою, но пускали черную краску и в самые глаза особым составом из металлической сажи с гуляфною водкою или розовою водою», — в изумлении писал придворный врач Алексея Михайловича Самуил Коллинз. А еще дамы стягивали головные уборы, чтобы глаза получились раскосыми. Этого тоже требовала мода.

Константин Маковский. Священник и боярыня .
Константин Маковский. Священник и боярыня .

РЕЦЕПТ БЕЛИЛ ВРЕМЕН ИВАНА ГРОЗНОГО

«Рецепт белил, которыми пользовались русские, да и европейские красавицы, описал еще Плиний Старший в I веке н. э., и он сохранялся неизменным вплоть до XVIII века. Итак, нам понадобится: свинцовая стружка, уксус, глиняный горшок и самое главное — много навоза! Берете глиняный, глазированный изнутри сосуд, кладете туда свинцовую стружку, заливаете в него уксус и помещаете в навоз. Затем наглухо закрываете все окна и двери в помещении и забываете про навозный сосуд на 30 дней. В течение этого времени происходит волшебство: испарения уксуса вступают в реакцию со свинцом и образуется ацетат свинца, который, в свою очередь, вступает в реакцию с углекислым газом, выделяемым в процессе гниения навоза. И вуаля: белила готовы!»

«МОЛОДЕЖЬ ГАСИЛА ЛУЧИНУ И ВСТУПАЛА В СВАЛЬНЫЙ ГРЕХ»

С одной стороны, церковь всеми силами старалась ограничить сексуальную свободу наших предков: «блуд» считался страшным грехом. Причем брак вовсе не служил разрешением на «секс без перерыва»: половая жизнь супругов тоже строго регламентировалась. Историк Наталья Пушкарева подсчитала, что женатый человек, который соблюдал все церковные запреты, занимался сексом не чаще пяти раз в месяц.

«Не разрешалось иметь половой контакт во второй половине беременности, а также, в соответствии с церковными установлениями, в кануны двунадесятых (12 церковных праздников после Пасхи. — Ред.) и целого ряда великих праздников, а еще, конечно, в сами праздники, в Великий пост, в кануны среды, пятницы, воскресенья, а на русском Севере — еще и в ночь на субботу». Последствия могли быть весьма прискорбными: «Если кто-то этот запрет не соблюдал, у него мог родиться ребенок с отклонениями во внешности, с болезнями, гермафродитизмом; мог случиться выкидыш или родиться двое вместо одного».

Запрещено было заниматься сексом дважды за ночь. Возмутительной считалась позиция, когда супруга «възлазила… верху на муж»: таким образом, получалось, что женщина доминировала, а ведь она была обязана занимать подчиненное положение по отношению к мужчине, ибо Ева была сотворена из ребра Адама, а не наоборот. Поза, которую мы бы назвали «догги-стайл», считалась «скотской»… Да вообще все, кроме миссионерской позиции, считалось «содомией» (употреблялось именно это слово!)

Ну, а за нарушением железных установок следовала епитимья. Так, женщине, занимавшейся сексом в позе наездницы, светило церковное наказание сроком на три года (в течение этого времени она обязана была каждый день бить по восемь поклонов). А, скажем, за петтинг, если он был «до семени с мужем, испустивши семена на землю» налагалась епитимья на 40 дней, но поклонов надо было бить «по 100 на день».

Скрыть грехи было сложно: у священников были специальные опросники, с помощью которых они на исповеди узнавали все детали интимной жизни кающегося (чуть ли не две трети вопросов в них были посвящены именно блуду). Начиналось все обычно с вопроса типа «Как, чадо и братие, впервые растлил девство свое и чистоту телесную осквернил, с законною женою или с чужою?» А дальше, буквально по списку, перечислялись все возможные варианты сексуальной активности. «И чего здесь только нет! — пишут Адамович и Серегина. — От различных сексуальных извращений, пьяного блуда, свального греха до супружеских измен…»

Кстати, свальный грех не был такой уж экзотикой. В 1609 году напечатали новеллу «Смехотворное путешествие Лактанция Рокколини в Московию». Действие разворачивается в середине XVI века, герой останавливается на ночлег в некоем здании, подобном гостинице. Там мужчины и женщины отмечают какой-то праздник. И это немного шокирует иностранца. «Таков древний обычай этого края: в известные времена собираются вместе соседние мужчины и женщины и, поплясав и позабавившись вместе порядком, тушат лучину, после чего каждый берет ту женщину, которая случится к нему ближе, и совершает с нею половой акт; затем лучина снова зажигается, и снова начинаются пляски, пока не рассветет и все не отправятся по домам».

Выглядит как поклеп на нравы московитов. Но похожим образом веселилась деревенская молодежь в разных областях страны, и историкам это хорошо известно. В Пошехонском уезде Ярославской губернии еще в XVIII-XIX веках практиковались вечеринки под названием «гаски»: «молодежь, оставшись одна, гасила лучину и вступала между собой в свальный грех». То же и в Тамбовской губернии: «Сплошь и рядом наблюдается ночевка ребят вместе с девицами в тех избах, где происходят посиделки. Обычно под посиделки снимается за определенную плату пятью-десятью девушками в складчину изба у какой-либо вдовы-солдатки, которая и сама не против пофлиртовать. И вот после того как публика наиграется, напляшется, остаются в избе только девушки, снимающие эту избу, и равное число ухаживающих за ними парней. Время уже за полночь, все сообща лезут на полать (если таковая есть), в избе тушится свет, и что творится на полатях — покрыто мраком неизвестности».

КАК ЗАЧАТЬ «ПРАВИЛЬНОГО» РЕБЕНКА

Между прочим, у наших предков было много разнообразных рецептов зачатия младенца нужного пола: мальчика либо девочки. Вот только несколько.

* На Украине в древние времена полагали, что мальчик получится, если совокупление станет неожиданностью для женщины. Другой украинский способ зачатия мальчика: во время полового акта жена должна держать мужа за правое яичко.

* В Рязанской области девочки получались, если жена ложилась в постель, предварительно повязав на голову платок. А мальчик — если под подушку заблаговременно клали трубку и кочедык, приспособление для плетения изделий из бересты.

* Важность головных уборов понимали и в Орловской губернии. Там считалось, что если муж приступит к делу, надев мужскую шапку, получится мальчик, а если бабий платок — то девочка.

* В разных регионах для создания мальчика или девочки под кровать клали специфически женские предметы (например, расческу или прялку) или специфически мужские (топор, молоток или пилу). А в Заонежье топор надо было засовывать за пояс и не вынимать во время процесса зачатия («Если хочешь парня состряпать, то сунь за пояс топор и сделай дело»).

* На самым радикальным способом было совершить зачатие на муравейнике: считалось, что тогда-то уж точно на свет появится мальчик. О некоторых особо энергичных мальчиках так и говорили: «Сделан на муравейнике».