«Комсомолка» изучила, что осталось за кадром.
Никулин отказался от главной роли
— Фильм мог быть совсем другим, — с ходу огорошил директор Музея трех актеров (Никулина, Вицина, Моргунова) Владимир Цукерман. — За десять лет до премьеры в Архангельском соборе Кремля ученые вскрыли гробницу Ивана Грозного. Антропологи по черепу восстановили внешность царя. Нина Гребешкова, увидев портрет в журнале «Наука и жизнь», прибежала к мужу Леониду Гайдаю: «Леня, это ж копия Юры (Никулина. — Ред.)! Его и надо снимать!» Гайдай с юмористом Владленом Бахновым как раз приступили к работе над комедией по мотивам пьесы Булгакова «Иван Васильевич». Сценарий они сочинили «под Никулина». Но тот категорически отказался играть царя-управдома: «Это запрещенный писатель. Фильм положат на полку». Посмотрев позже «Ивана Васильевича…», Никулин очень огорчился, что отказался сниматься.
— Как воспринял Гайдай отказ Никулина?
— Очень тяжело. Леонид Иовович надеялся с его помощью избежать трений с цензурой. Помните фразу Никулина в «Кавказской пленнице»: «Между прочим, в соседнем районе жених украл члена партии»? Ее должен был озвучить Фрунзик Мкртчян. Цензура запретила. А в устах Балбеса прокатило.
Никулина Гайдай взял бы без проб. Теперь же пришлось устраивать «смотрины»: Евгений Евстигнеев, звезда ленинградского БДТ Евгений Лебедев, Георгий Вицин.
— Ну какой из Вицина Иван Грозный?
— Нормальный! У меня есть фото его проб. Но все трое не устроили режиссера. Кто-то посоветовал Юрия Яковлева. «Он же рязановский актер!» — воскликнул Гайдай. Но первые же пробы показали: это идеальный выбор!
Будь царем Никулин, Жоржа Милославского сыграл бы Андрей Миронов. Их тандем блестяще сработал в «Бриллиантовой руке». Под Яковлева пришлось искать другого актера. Кандидатов на роль Милославского было немало: Анатолий Кузнецов, Вячеслав Невинный, Сергей Никоненко, два Георгия — Бурков и Юматов. Гайдай выбрал Леонида Куравлева. Это Куравлев придумал фразу, ставшую крылатой: «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе, если, конечно, они у вас есть».
— Шурика, разумеется, взяли на роль изобретателя машины времени без проб.
— У него был конкурент — Олег Видов. Но все же Гайдай выбрал Шурика, пардон, Александра Сергеевича Демьяненко. Даже дал его имя-отчество персонажу. В пьесе Булгакова изобретателя величали Николай Иванович. И оставили натуральный темный цвет волос. В прежних комедиях Шурика красили в блондина. Светлый же образ!
Его киношной супруге Зиночке (актриса Наталья Селезнева) также пришлось выдержать конкуренцию с двумя другими тезками: Жариковой и Гундаревой.
Под двойной фамилией
— Зато Наталью Крачковскую взяли без всяких проб на роль Ульяны Андреевны, жены Бунши, — продолжает Владимир Цукерман. — На съемках «Ивана Васильевича…» Наталья Леонидовна подхватила воспаление легких. После болезни похудела на десяток килограммов. Гайдай заставил ее отъедаться, чтобы вернуть прежние пышные формы. Прописал строгую «диету»: ежедневно — манная каша со взбитыми сливками, булочки с маслом, отварные макароны с сыром. И только через полмесяца допустил на площадку.
— Почему в титрах она Белогорцева-Крачковская?
— В СССР была еще одна актриса Наталья Крачковская, сестра ее мужа. Вот Наталье Леонидовне и добавили девичью фамилию Белогорцева.
«Пуговкин вам и покажет!»
— Без проб взял Гайдай и двух других актеров: Владимира Этуша на роль стоматолога Шпака и Михаила Пуговкина на роль режиссера Якина. Правда, с Пуговкиным вышла заминка. На худсовете ряд режиссеров «Мосфильма» выступили против. Дескать, его физиономия неинтеллигентная, не соответствует облику советского кинорежиссера. В защиту Михаила Ивановича выступил Григорий Чухрай, руководитель Экспериментального творческого объединения, где снимали комедию. «Товарищи режиссеры! Вы слишком хорошо о себе думаете. Вот Пуговкин вам и покажет, какие типы среди вас встречаются».
В Кремле не прописали
— Проблемы с цензурой были?
— Разумеется. В сцене «трапезы» Бунша спрашивал: «Минуточку! За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?» Милославский по сценарию отвечал: «Народ, батюшка, народ». В фильме ответ другой: «Во всяком случае, не мы!»
Лейтенант милиции допрашивает Ивана Грозного: «Где живете?» — «Москва, Кремль». Цензура посчитала ответ святотатством. Пришлось заменить на нейтральное: «В палатах».
Но еще больше эпизодов вырезал сам Гайдай. Сокращал длинноты. Из вырезанных кадров даже сделали короткометражку «Черные перчатки», в которых Милославский обворовывал квартиру Шпака. Ее легко найти в интернете. Помните, домушник случайно обнаружил бар в стене? Вырезана сцена, как он пробует напиток. Сокращены сцены погони милиции за Милославским. Он все-таки сбегает. Счастливый, сидит на теплоходе между двух дам. И вдруг — бац! — по бокам сидят уже два милиционера. Попался, голубчик!
ПРИЗНАНИЕ
«Было абсолютно не смешно»
«Кроме любви к Булгакову, заманчиво было сыграть сразу две роли, да еще у Гайдая, — писал Юрий Яковлев в своей книге «Между прошлым и будущим». — Я удивлялся: как такой мрачный человек снимает комедии? Он не любил анекдотов, трепотни между дублями, никогда не смеялся, как Рязанов, во время смешной сцены.
Моей задачей было сыграть Ивана Васильевича одновременно и могущественным владыкой, и смешным — из-за немыслимых ситуаций, в которые он попадает, а Буншу — таким типичным, всюду сующим нос недалеким и суетливым маленьким начальником. Гайдай редко, но метко вмешивался в процесс, очень хорошо актерски показывал.
Сняли практически всю картину в черновом варианте, то есть без монтажа. Гайдай позвал группу на просмотр. Я посмотрел и расстроился. Все было как-то медленно, разлаженно, особенно в сценах с Куравлевым, что очень обидно, так как Милославский — его персонаж — должен быть живой, подвижный как ртуть, а тут все как-то вразвалочку, не торопясь. И абсолютно не смешно. Еду с «Мосфильма» и думаю: «Что же это будет? Провал?» Но я совсем не знал гениальной способности Гайдая работать в монтажной. Он был виртуозом! Как все сложилось, ожило, заиграло, какой появился ритм! Как он сумел сократить что-то без ущерба для роли, выделить самое удачное, расставить акценты. Просто метаморфоза!»
ЛЮБОПЫТНО
Что шептал Иван Грозный «боярыне» Зине
Одна из знаковых сцен комедии — Иван Васильевич что-то шепчет на ушко очаровательной Зиночке. Та соблазнительно смеется. Режиссера Якина просто корежит от ревности. Но что же смешного говорил красавице царь?
— Все спрашивают про этот момент, — рассказывала позже актриса Наталья Селезнева. — Он говорил мне: «Наташка, у меня 10 минут, я опаздываю на спектакль!» Я понимала, что такое опоздать на спектакль, но при этом мне надо было безудержно кокетничать и хохотать!
В ТЕМУ
Драма Сергея Филиппова
Блестяще сыграл шведского посла Сергей Филиппов (справа). Там своя история, драматическая. В «12 стульях» он играл Кису Воробьянинова. На съемках вдруг стал забывать слова. Обнаружили опухоль мозга. Сделали операцию. Актер долго болел, угасал в одиночестве. Чтобы поддержать ветерана, приободрить, Гайдай давал ему эпизодические роли в своих картинах.
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ
Тамбовский волк тебе боярин!
Замуровали, демоны!
Вот что крест животворящий делает!
Ух, красота-то какая! Лепота!
Меня терзают смутные сомнения…
Танцуют все!
Все, все, что нажил непосильным трудом, все же погибло! Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три… куртки.
И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат…
Икра черная, красная. Заморская икра, баклажанная!
Тамбовский волк тебе боярин!
Ну, царь, вздрогнули!
СПРАВКА «КП»
У Шпака украли…патефон
Пьесу «Иван Васильевич» Михаил Булгаков написал в 1935 году для Театра сатиры. 13 мая 1936 года прошла генеральная репетиция спектакля. При участии работников ЦК ВКП(б). Пьесу сразу запретили. Впервые ее напечатали лишь в 1965 году.
Многие фразы в комедии, над которыми потом смеялись зрители, были у Булгакова:
«Оставь меня, старушка, я в печали…»
«Меня терзает смутное сомнение».
«Паки, паки… Иже херувимы!»
«Я не узнаю вас в гриме».
Правда, вместо «Я требую продолжения банкета!» хмельной Бунша говорил: «Я требую продолжения танца!»
Поскольку магнитофонов и замшевых пиджаков при Булгакове не было, знаменитая фраза обворованного Шпака звучала так: «Патефон, портсигар, зажигалку, часы, коверкотовое пальто, костюм, шляпу… все, что нажил непосильными трудами, все погибло!..»
Про икру же заморскую, баклажанную, в пьесе не было вовсе.