03.11.2023

«Ты меня оставил, милый…»

Так называлась одна из первых песен, написанных и исполненных молодым Александром Градским. Многие годы спустя, в свой день рождения, 3 ноября, мэтр по традиции устраивал сольный концерт у себя в театре
Александр Градский. Анатолий ЖДАНОВ
Александр Градский. Анатолий ЖДАНОВ

В этом году, во второй уже раз, этот концерт состоится без него. В его память в театре «Градский Холл» споют ученики известного музыканта.

— Эту песню Градский написал, еще будучи очень молодым, в составе самодеятельной московской рок-группы «Скороморохи». Я не могу ее спокойно ни слушать, ни петь. Поэтому я ее и пою, — грустно улыбается Софья Онопченко. — В ней я признаюсь в любви Мастеру. Наверное, как и любой из нас, его учеников, поднимаясь на сцену.

…Мы беседуем в фойе театра Градского. Из зала доносятся звуки репетиции предстоящего концерта. Неожиданно встречаешь — и глазам не веришь — Ухмана Шарипова, Александру Воробьеву, многих других участников проекта «Голос» из команды Александра Градского. Среди них сколь великолепные, столь и скромные сегодняшние герои — Софья Онопченко и Селим Алахяров. Все ребята как на подбор — талантливые, трудолюбивые и благодарные. На подбор и были. Про Градского не зря говорили: «Человек-сканер». Видимо, было у него внутри свое считывающее устройство, свой камертон, не допускавший случайных, фальшивых людей рядом с собой.

Говорим обо всем. И, конечно, вспоминаем легендарного наставника.

О знакомстве на проекте «Голос»

— Мы с Селимом люди земли. Он из Дагестана, я из Воронежа, — рассказывает Софья Онопченко, пока Селим репетирует. — Обычные, простые, из скромных семей, пришли в Москву своими ногами. Всего добивались сами, своим трудом. Проекту «Голос» предшествовала большая работа, связанная с образованием, с участием в конкурсах и концертах на меньших площадках, но тоже престижных. Каждый шел к этому моменту своей дорогой. То есть я хочу сказать, что мы не взялись ниоткуда. И мы все в команде Градского подобрались очень разные. Наверное, поэтому нам интересно вместе.

Селим — человек большого сердца и большого самообладания. А я всегда очень волнуюсь. Он меня успокаивает перед выступлениями, а я его немножко взбадриваю. Так было с первых минут знакомства на проекте «Голос» на «слепых прослушиваниях», когда мы друг за дружкой готовились выступить, стоя за кулисами. Так и подружились. Теперь вместе работаем и вот даже висим в «Градский Холле» на портретах рядышком.

О Градском-педагоге

— Александр Борисович был в театре всем, не только директором и художественным руководителем, — вспоминает Софья. — У нас не было завтруппой, координаторов, которые бы назначали репетиции. Александр Борисович связывался со всеми лично. Он мог позвонить в три часа ночи и сказать: «Слушай, Соф, я такое придумал! Послезавтра поешь новую песню!» И это было захватывающе. При Градском всегда ощущался высочайший градус творчества! Он всю душу вкладывал в работу с нами. На репетициях каждому в своей всем известной манере подпевал-подвывал — так вникал в номер, но не вмешивался в вокал. Говорил: «Вокал — это не про связки. Это про интеллект».

Градский все чувствовал. Помню наш диалог перед выступлениями в «Голосе»: «Нервничаешь? А чуток для телика похудеть сможешь? Ты красивая, яркая, сочная, тогда точно всех вынесешь!» И поделился своей диетой, правда, не верил, что выдержу.

Софья Онопченко и Селим Алахяров, фото из личного архива .
Софья Онопченко и Селим Алахяров, фото из личного архива .

За сезон «Голоса», за месяц, я дважды прошла тот диетический курс и сбросила 10 кг. В конце проекта была в другом размере. Правда, нажила массу проблем со здоровьем.

Иногда слышишь от кого-нибудь, мол, как же вы у него работали, он ведь Адский?! Но так говорят люди, совершенно не знающие Градского. Я в театре была самой младшей. И он ко мне относился очень нежно и бережно. Никогда не был резок, тем более никогда не выражался при мне, понимая, что при мне это нельзя. С другими, более дерзкими, мог быть жестче. Градский умел видеть человека насквозь и всегда знал, как с кем разговаривать.

— Более того, как педагог Александр Борисович был невероятно добр, деликатен, никогда не обижал, не кричал, предпочитал хвалить, а не ругать, — у Селима случился небольшой перерыв, и он подключился к нашей беседе. -На репетициях он придерживался выжидательной позиции, подсказывал и ждал, когда до нас дойдет. Посмотрит так многозначительно, бровь поднимет и потом удовлетворенно выдохнет — значит, доволен, значит, мы все правильно поняли и сделали. Он каждому давал раскрыться естественно и в свое время. Конечно же, он контролировал репетиционный процесс, отстраивал все, сидя на своем диванчике в зале. Но никогда не позволял человеку расстраиваться, если вдруг что-то не получалось. Прекрасно понимал психологию каждого артиста, его энергетику и оберегал индивидуальность.

Градский не должен был заболеть этой болезнью

— Когда начался ковид, я с самого начала за Александра Борисовича очень боялся. Как будто что-то чувствовал, — заметно, что Селиму трудно даются эти воспоминания. — А он все отмахивался, какой там еще коронавирус, от него не умирают… Он совсем не берегся, со всеми обнимался, постоянно находился среди людей. Мы тогда очень многие переболели. Я молил бога, чтобы его это миновало. Только бы не он! Не должен был он заболеть этой болезнью…

Я, конечно, скорблю о нем как о выдающемся музыканте, но еще больше тоскую о человеке Градском. Мы сразу осиротели. Будто сразу ушла большая часть тебя. Он был для меня опорой. Я счастлив, что судьба так распорядилась, и я смог быть рядом с таким человеком, слышать то, что он говорит. Я и сейчас следую многим его советам. Иногда он досадовал: «Вот опять орет! Что ж ты орешь? Секрет не в этом…»

Я стараюсь включать в свой репертуар только те песни, которые трогают меня самого. Тогда все получается. Фальшь — это не только непопадание в ноты. Он учил нас быть настоящими.

Софья тихо произносит:

— Самое страшное, если на сцену выходит «поющая колонка». Своих солистов Александр Борисович считал лучшими. Он говорил нам, таким молодым артистам: «Вы голоса России». От него подобное услышать было счастьем и большой ответственностью.

Градский и сейчас подает нам знаки

— Помню прощание на этой сцене, — это опять Софья. — Мы весь день простояли рядом с ним. В оцепенении.

Конечно, как было, без него уже не будет. Но мы стараемся нести его школу, его отношение к делу. До сих пор не можем поверить, что его нет. Для нас с Селимом это больная тема. Когда пробиваешься без всяких «крыш», продюсеров, спонсоров, получив образование в лучших вузах страны, и вдруг понимаешь, что ты все равно никому не нужен, это тяжело. А на тот момент мы оказались нужны! Градскому! И это было невероятно.

Знаете, а Градский нам подает знаки. Он все равно с нами. Часто это происходит на сольных концертах. То микрофон неожиданно падает из моей крепко державшей его руки, прямо-таки вываливается. То инструменты вдруг вышибает. И я понимаю: «О, Александр Борисович. Прием!» Он так или шутит, или ему что-то не нравится, или он привет передает. Необъяснимо. Но ясно, что он говорит: «Здрасьте. Я тут вообще-то».

О Градском без границ

— Девочкой я знала, кто такой Градский. Но и представить не могла, какой он многогранный, глубокий, необъятный, как целая планета, пока не стала с ним работать. Послушайте его альбом «Русские песни». Он опережает время даже сейчас, а написан давно. Для Градского-музыканта не было рамок. Изучите его музыку для кино и мультипликации, его рок. Обидно, что некоторые и сейчас воспринимают Градского как исполнителя одной песни «Как молоды мы были…». А человек вынул из себя душу и целиком вложил ее в музыку.

Вот это поворот…

Селим считает, что «Голос» круто изменил его судьбу.

— Я испытал не только счастье от того, что ко мне повернулся Александр Борисович, — делится певец уж совсем сокровенным, и я ему признательна за это. — Но за ликованием последовало много горьких личных разочарований и расставаний. Оказалось, что мой успех не все мои тогдашние друзья могли перенести. Я был не готов к такому повороту. Зато пришли другие люди.

Слышал бы Градский!

Селим только что отработал свой ежегодный сольник, который в этот раз назывался «Сердцем с Россией», хотя обычно адресовался женщинам и проходил 8 Марта. Градский полагал, что «красивый баритон — лучший подарок дамам к их празднику». В этом году первое отделение сольного концерта Селима Алахярова было целиком посвящено песням о Родине и ее защитниках. На концерте состоялись две премьеры. Впервые прозвучала песня Аллы Зохиной на стихи Татьяны Переваловой «Я знаю» (другое название «Когда закончится беда»). С Софьей Онопченко они ее исполнили дуэтом. Вторая песня «Работайте, братья!» — о парне, герое Дагестана и России, о Магомеде Нурбагандове, погибшем в 2016 году.

— Мы с Софонькой патриоты нашей страны. Мы обязаны такое петь сегодня. Я люблю свою землю, Дагестан, откуда я родом, Россию, горжусь ею. Мы и по госпиталям ездим, и поддерживаем наших людей в зонах боевых действий. Для нас невозможно стоять в стороне от того, что происходит.

…А второе отделение состояло из легендарных мировых хитов. Ребята считают, что отказываться от общечеловеческой культуры абсурдно. Россия ведь здравомыслящая…

— У нас идет большая работа с авторским материалом, мы готовим новый репертуар, чтобы порадовать наших слушателей, — делится планами Софья.

— Мне бы очень хотелось, чтобы Александр Борисович услышал нас сейчас. Уверен, что он слышит…

Для справки:

Софья Онопченко — победительница многих конкурсов, участница 6-го сезона проекта «Голос». Окончила Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей (хоровое народное пение); ГИТИС (факультет эстрады). Является солисткой театра «Градский Холл» и Академического Большого концертного оркестра им. Ю. В. Силантьева.

Селим Алахяров — лауреат и победитель многих престижных конкурсов, победитель 6-го сезона проекта «Голос». Окончил Государственное музыкальное училище им. Готфрида Гасанова, Государственный музыкальный колледж им. Гнесиных (факультет академического пения); Дербентский гуманитарный институт (мировая экономика); RMA бизнес-школу при Государственном университете управления (менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений).