Он был зачарован Италией и влюблял в нее: Умер знаменитый искусствовед Аркадий Ипполитов
Аркадий Ипполитов много лет работал в Эрмитаже, стал там хранителем кабинета итальянской гравюры, был куратором множества выставок как в этом, так и в других музеях. Писал рассказы, эссе, статьи, книги. Считался одним из самых известных российских искусствоведов. Его интересовал прежде всего итальянский маньеризм (течение в искусстве XVI века), но им он не ограничивался — работал над выставками современного искусства или, например, над выставкой «Русский путь. От Дионисия до Малевича», прошедшей в Музеях Ватикана в 2018-2019 годах. Зельфира Трегулова, в прошлом — глава Третьяковки, говорила: «Я неоднократно имела возможность убедиться в том, что любая выставка, над которой он работает, — это умный, тонкий, интеллектуальный и при этом очень четко выраженный визуально проект».
Он рассказывал, что оказался зачарован Италией, итальянским искусством и особенно Венецией в детстве, благодаря документальным кадрам и купленной в магазине открыткой с репродукцией картины Карпаччо. Дальнейший свой жизненный путь он описывал в интервью так: «С пятого класса посещал кружок при Эрмитаже — пропуск, позволяющий проходить в музей мимо очереди, был самой важной ксивой в моей жизни. В четырнадцать лет твердо решил, что буду заниматься итальянским маньеризмом. Пруст, прочитанный в семнадцать лет, произвел на меня грандиозное впечатление, оказалось, что Италию можно представить себе и так, необязательно там бывать, — в окружающем жестком социализме это служило утешением. В реальную Венецию, как и в реальную Италию, я попал, когда мне был уже тридцать один год, поскольку до того — женатый на итальянке и выгнанный из комсомола — был невыездным».
Впервые в Венецию он приехал, уже будучи женатым вторым браком, на Дуне Смирновой (у них есть сын, Данила Ипполитов, сейчас он работает продюсером). В ту поездку супруги объездили несколько главных городов. Потом Аркадий Викторович подолгу жил в стране, и в конце концов взялся за серию книг о ней. Вообще-то он был автором множества книг, от путеводителя «Афиши» по Венеции до монографии «Дворцы, руины и темницы. Джованни Баттиста Пиранези и итальянские архитектурные фантазии 18 века», но самыми известными останутся изданные в цикле «Образы Италии XXI»: «Особенно Ломбардия», «Только Венеция» и «Просто Рим».
Многие просвещенные туристы отправлялись в Италию с ними. И многих ждало разочарование — из-за допущенных Ипполитовым неточностей. В какой-то момент разразился скандал: искусствовед Слава Швец опубликовала разгромную статью «Просто не Рим», где перечислила и разобрала допущенные автором ошибки. В фейсбуке (запрещенная в РФ социальная сеть) начались ожесточенные споры, которые, как водится, ни к чему не привели. (Татьяна Толстая тогда защищала Ипполитова таким постом в соцсетях: «Режиссер Феллини снял фильм «Рим». И вовремя умер, а то пришла бы блогерша-начетчица и облила бы режиссера помоями за то, что посмел любить своё, снимать своё, привирать, вдохновляться, буйствовать и кружиться в творческом, дионисийском экстазе. Есть жанр «разговор с самим собой», а есть жанр «справочник». Авторам справочников дионисизм противопоказан»).
Так или иначе, легко и ярко написанные «дионисийские» «разговоры с самим собой» Аркадия Ипполитова открыли многим туристам спрятанные в ломбардских или венецианских музеях или на улочках сокровища итальянского искусства и архитектуры, о которых они иначе бы и не догадались. И очень многие посетители выставок в России останутся ему благодарны, — пусть, возможно, в момент посещения они и не запомнили имя куратора.