13.10.2023

Марк Захаров: «Спектакль окончен. Просьба не аплодировать»

13 октября исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося режиссера
13 октября Марку Захарову исполнилось бы девяносто.. Евгения ГУСЕВА
13 октября Марку Захарову исполнилось бы девяносто.. Евгения ГУСЕВА

Мы общались с ним много раз. Встречались и разговаривали снова и снова в течение долгих лет, еще с 90-х. И он всегда задумывался перед тем, как ответить, — искал возможность как можно точнее сформулировать свою мысль. Ответы никогда не были запрограммированными, какими чаще всего бывают у актеров и даже режиссеров. Он всегда хотел всерьез объяснить себя и свою позицию, а не предстать в выгодном свете перед журналистом или «отболтаться» от него.

Его во многом обвиняли после того, как он прилюдно сжег партбилет в телеэфире: что он продался, заигрывает с властью, слишком любит внешние эффекты… Еще одно обвинение: без Григория Горина, драматурга и постоянного автора «Ленкома», Захаров никто. Да, Григорий Горин много создал для театра и для фильмов Марка Захарова. Спектакли без Горина к финалу жизни Захарова не очень удавались: мы столкнулись с ситуацией, когда ушел главный драматург. Его смерть в 2000 году была трагедией для Марка Анатольевича, как и другие смерти – Абдулова, Янковского, Караченцова. Он и сам был очень болен. Регулярно ездил в Германию, где пытались его подлечить. И так не один год, а больше десяти. Однажды мы с ним встретились в промежутке между этими поездками. Он был усталый и печальный. И не обещал замахнуться на новое кино: опасался, что не успеет.

— Знаете, я очень боюсь ситуации, когда начинаешь проект, а потом не хватает денег, — признавался тогда Захаров. — И я не хочу оставлять театр, тратить силы на что-то еще. Бывают предложения поставить что-то за рубежом. А зачем? Джинсы уже у всех есть, а спектакль я могу поставить и у себя.

Захаров был похож на Мольера. Не в том смысле, что человек и сам придумал пьесу, и сам поставил, и сам сыграл, и власть умудрился не обидеть, а напротив, слегка польстить. Захаров не сочинял пьесы, и не играл в спектаклях сам. Но режиссером для думающего зрителя и грамотным продюсером для своих капризных звезд-актеров он был всегда. В итоге Ельцин раздаривал артистам «Ленкома» автомобили, а Марка Анатольевича позвали в Президентский совет, и это коллеги восприняли, как предательство интересов интеллигенции. Тем не менее, стоит помнить: Ельцин в момент знакомства с Захаровым был оппозиционером, от которого все в Москве шарахались. И Марк Анатольевич пригласил его на спектакль «Диктатура совести». Ельцин неожиданно пришел, после чего пил коньяк с Захаровым и Юзом Алешковским за кулисами. Это был разгар антиалкогольной кампании Горбачева. И очень странная компания собутыльников. Трудно в это поверить сегодня.

Помню, спросила при одной из наших встреч, часто ли звезды кладут на стол заявления об уходе. Оказалось, что Инну Чурикову пришлось уговаривать на роль бабушки в спектакле «Варвар и еретик» (по «Игроку» Достоевского). Захарову пришлось ради Чуриковой сделать все, чтобы слово «бабушка» про ее героиню не звучало. Броневой тоже не хотел играть: говорил, что Достоевского не любит. Четыре часа уговоров в день, — и актер смирился.

Захаров сказал, что мобилизовал все свои дипломатические способности, работая с актерами. Их он уговаривал – своих любимых. А вот публике пытался иногда диктовать. Один из «ленкомовских» спектаклей, «Голод», заканчивался словами: «Спектакль окончен, просьба не аплодировать». Это была красивая концовка, но необычная. По признанию Захарова, там была режиссерская наивность. Впоследствии он даже назвал ее примитивной. Возможно, основную роль в этом понимании сыграл один зритель. В конце спектакля на столе оставался лежать как бы труп мужчины. К «трупу» подошел человек из зала с букетом; он не аплодировал, но поцеловал мнимого покойника.

— Как-то после этого, — вспоминал Захаров, — у меня стали возникать сомнения — может, лучше аплодисменты…

Мы тогда встретились у маленького журнального столика в углу огромного захаровского кабинета. Говорил Марк Анатольевич больше полутора часов. В том числе и о врачах в Германии. Операция по шунтированию прошла тяжело, Захаров печально шутил, что «находился рядом с иной формой существования». А потом оказался зависимым от подобранного специально комплекса импортных лекарств. Особенно он за здоровьем далее не следил, кроме «халтурной зарядки» ничего не делал, от алкоголя не отказывался и специально заставил врача выписать для жены оправдывающий рецепт: «Захарову – водка». И, хотя его имя навсегда будет связано с блистательными и умными фильмами – «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви» (сами продолжите список любимого кино), с «Женитьбой Фигаро», «Юноной и Авось» или «Шутом Балакиревым» (список любимых спектаклей тоже у каждого свой), Марка Анатольевича упрекали в компромиссах со властью, и к этому вопросу мы возвращались часто.

— Да, компромиссы были, — говорит грустно он, как будто извиняясь. – Но мне все же кажется, что, за исключением пары случаев, мне удавалось сделать такие спектакли не противными.

Не стало его 4 года назад, 28 сентября. Он не застал пандемии, закрытия театров и всего, что происходит сегодня в наэлектризованном мире. Хотя диагноз – двусторонняя пневмония — о коронавирусе напоминает. Подвели легкие. А измученное сердце билось до последнего.