2023-й — год Леонида Гайдая, пожалуй, самого прославленного мастера отечественной кинокомедии. 30 января страна отметила столетие знаменитого режиссера. В сентябре стукнуло полвека картине «Иван Васильевич меняет профессию». 19 ноября — 30 лет со дня смерти народного артиста СССР.
Это Гайдай породил великое комедийное трио — Вицина, Никулина и Моргунова. Ленты с их участием вошли в десятку самых кассовых фильмов СССР: «Кавказская пленница» — на четвертом месте, «Операция «Ы» — на седьмом. Наглядный факт всенародной любви — памятники Трусу, Балбесу и Бывалому в разных городах страны.
Одно омрачает юбилейный год мэтра: гуляющие в интернете посты про «великого плагиатора Леонида Гайдая». Дескать, в 1930 году в США вышла комедия «Разбойничья песня».
«Действие происходит на Кавказе. Русский преступник влюбляется в принцессу Веру и хочет ее похитить, для чего выбирает себе в сообщники местных жителей — Мурзу-бека и Али-бека. Троица путешествует, попадает в комические ситуации и поет песни. Идею и многие моменты голливудского фильма Гайдай передал в своей «Кавказской пленнице». Позаимствовал даже образы главных героев», — утверждают в сети. Тут же — кадр из голливудской картины с троицей в костюмах горцев и гайдаевских «кунаков». Похожи!
Странно… «Кавказская пленница» — последняя комедия Гайдая с троицей. До того были «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция «Ы». Решил проверить «сенсацию».
Два комика и оперный певец
Действительно, в 1930 году в Штатах вышел фильм Лайонела Бэрримора и Хэла Роуча «The Rogue Song» («Разбойничья песня»). Российская империя, 1910 год. Лихой главарь разбойников Егор встречает в горном кавказском селении княжну Веру. Вспыхивает взаимная любовь. Все должно закончиться свадьбой. Но брат Веры князь Серж насилует сестру разбойника Надю. Та кончает жизнь самоубийством. Месть Егора страшна. Он убивает насильника-князя, а невесту Веру силой увозит в банду. Но княжна объегорила Егора. Сдала властям. Солдаты жестоко выпороли главаря. Вместе влюбленным уже не быть.
Как видим, комедией здесь и не пахнет. Это драма, причем музыкальная. Роль главаря разбойников стала кинодебютом оперного певца Лоуренса Тиббетта, исполнявшего ведущие партии в Метрополитен-опере. В картине он поет шесть песен. Опасаясь, что простой народ не повалит на фильм с оперным певцом, руководство компании Metro-Goldwyn-Mayer срочно пригласило популярных комиков Стэна Лорела и Оливера Харди, работавших в паре. С ними быстренько сняли восемь комедийных эпизодов и вмонтировали в картину.
Так что настоящей троицы комиков, как Трус, Балбес и Бывалый, в голливудской ленте нет. Три американских актера облачены в традиционные черкески с газырями и папахи. У Гайдая в папахе лишь Трус. Черкеска только у Балбеса, зато на голове — тюбетейка. Что придает комичности.
А вот толстяк Бывалый у Гайдая и правда смахивает на комика Харди. Но тучные обжоры — герои многих комедий чуть ли не с античных времен. Да, похищение невесты тоже есть. Однако в совершенно разных обстоятельствах. К тому же это давний кавказский обычай.
«Картина Гайдая построена исключительно на нашем фольклоре и оригинальных персонажах, — утверждал известный киновед Кирилл Разлогов. — Если какие-то совпадения и есть, то они случайны. Насколько я знаю, в нашем Госфильмофонде этой американской картины не было».
Это важное уточнение. На Западе картина про разбойника Егора давно утеряна. Сохранились лишь фрагменты. Леонид Иович не мог ее видеть.
«Искажение действительности»
За полгода до смерти Леонид Иович открыл Музей трех актеров: Никулина, Вицина, Моргунова. Перерезал красную ленточку и выпил водочки со своими киношными «детьми» — Трусом, Балбесом, Бывалым. Все еще были живы. Музей создал в своей московской квартире артист Владимир Цукерман. В 8 лет он посмотрел «Пес Барбос и необычный кросс» и на всю жизнь стал фанатом веселой троицы. Покупал открытки с ними, собирал афиши, газетные вырезки. Потом подружился с кумирами, их женами, с Гайдаем. Те охотно отдавали ему личные вещи, документы. Так родился уникальный музей.
— Владимир, ты все знаешь про веселую троицу. Как она появилась на самом деле?
— 65 лет назад Гайдай снял свою первую комедию «Жених с того света». С Пляттом и Вициным в главных ролях. Сатира на советских чиновников-бюрократов не понравилась властям. «Вы коммунист?» — грозно вопрошал министр культуры СССР Николай Михайлов. «Да, вступил в партию на фронте». — «Вы положите партбилет на стол за искажение советской действительности!» Партбилет Гайдай сохранил, но картину урезали вдвое — из полутора часов оставили 48 минут. Молодого режиссера собирались выбросить из профессии. «Тебя спасет только революционный фильм», — посоветовал директор «Мосфильма» Иван Пырьев, симпатизировавший Гайдаю. В 1960-м будущий гений комедии снял «Трижды воскресший» по пьесе Александра Галича. Про буксирный пароход «Орленок». В Гражданскую комсомольцы плыли на нем бить белых. В Великую Отечественную он на Волге перевозил раненых бойцов. А потом, сломанный, встал на прикол. Пионеры тайно устроили на «Орленке» музей Октябрьской революции. А комсомольцы восстановили пароход и отправились в третье плавание.
Картина в прокате провалилась. Гайдай, весь в печали, отправился с женой Ниной Гребешковой к родителям в Иркутск. Там он случайно увидел в «Правде» стихотворный фельетон советского поэта Степана Олейника «Пес Барбос и необычный кросс». (см. «Первоисточник»).
Моргунова предложил директор «Мосфильма»
Гайдаю история понравилась. Он сочинил сценарий. Гаврилу сделал вожаком, Бывалым. Никол превратил в Труса и Балбеса. На роль Труса пригласил Вицина, которого снимал в «Женихе с того света». Балбеса могли сыграть Борис Новиков, Сергей Филиппов. Но режиссер остановился на Никулине. Предложил лишь наклеить длинные ресницы, чтобы тот забавно ими хлопал.
С Бывалым вышла заминка. Роль предлагали Михаилу Жарову, Ивану Любезнову, Игорю Ильинскому. Но ветераны отказались. Не в их годы, дескать, бегать от собаки.
— Но фильм-то всего 10 минут. Могли и пробежаться.
— Это сейчас за день шлепают целую серию. А «Пса» Гайдай снимал 20 дней. Зато получился шедевр! После неудач с ветеранами Пырьев предложил взять Моргунова: «Женя молодой, побегает». Гайдай, кстати, тоже снимал его в «Женихе с того света». Тот входил в электричку с гитарой, пел частушки и просил подаяние. А потом выходил и садился в свою новенькую «Волгу». Но цензура кадры с Моргуновым вырезала. Мол, в СССР нищих нет!
Так с подачи директора «Мосфильма» Моргунов попал в картину. Он был самым молодым из троицы — 33 года. Но уже страдал сахарным диабетом, весил 132 кило. Словом, не Гайдай выбрал толстого Бывалого, якобы слизав персонаж с заокеанского комика-здоровяка из «Разбойничьей песни».
Время рождения трио зафиксировано с точностью до минуты. 27 декабря 1960 года в 17 часов 30 минут худсовет «Мосфильма» утвердил исполнителей короткометражного фильма «Пес Барбос и необычный кросс».
Съемки шли в подмосковных Снегирях. Получилось 20 минут, из них Гайдай оставил половину. Пришлось вырезать ряд трюков. Как браконьеры, спасаясь от пса со взрывчаткой, влетают в деревенское стадо: Вицин очутился на козе, Никулин — на лошади, Моргунов — на быке… В сценарии была сцена с медведем, но директор картины выступил против. Мол, нужен дрессировщик, дополнительные расходы. Никулин принес из цирка медвежью шкуру, Гайдай нацепил ее, изображая медведя. Но получилось непохоже. Вырезали…
Шурик и снежный человек
Комедия имела бешеный успех. В 1961 году на Каннском кинофестивале ее номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» как лучший короткометражный фильм. Наградили почетным дипломом Международного кинофестиваля Сан-Франциско и особым призом Лондонского кинематографического общества. «Барбоса» закупили 120 стран мира! И нигде, включая США, не заявили, что Гайдай слизал комедийную троицу со старенькой голливудской ленты. Сам Леонид Иович честно указал в титрах комедии первоисточник — «По фельетону Степана Олейника».
— Никулин, Вицин, Моргунов благодаря Гайдаю мгновенно стали звездами!
— На волне успеха в том же 1961-м режиссер снял троицу в «Самогонщиках». Целых 18 минут! Прогресс. В 1965-м появилась «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Там вновь фигурировали Трус, Балбес и Бывалый. Следом сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской, соавторы Гайдая, предложили комедию «Шурик в горах» из двух частей. В первой Шурик ищет на Кавказе снежного человека. Под йети косили Трус, Балбес и Бывалый… Вторая часть — похищение невесты. По словам Костюковского, их вдохновили газетные публикации на эту тему.
От снежного человека Гайдай почему-то отказался. Решил делать полнометражную «Кавказскую пленницу».
— Эта комедия стала последней с Трусом, Балбесом, Бывалым. Почему Гайдай зарубил курицу, несущую золотые яйца?
— Это еще вопрос, кто зарубил. Леонид Иович признавался, что «Операция «Ы» опустошила его: «Я вытряс из троицы (и она из меня) все, что она могла дать, о погонях я не мог думать без содрогания». Сценарий «Кавказской пленницы» не понравился Никулину: «Не смешно! Не буду сниматься». Гайдай смог его уговорить: «Юра, сценарий сценарием, будем сами придумывать смешные трюки. Я тебе даю слово, это наш последний фильм. Все! Больше картин о троице не будет».
Плюс случай с Моргуновым. Час ночи. Рабочий просмотр отснятых сцен погони. Были споры. Гайдай нервничал. А Моргунов заявился подшофе, с гитарой и двумя девицами. Директор картины попросил посторонних очистить помещение. Моргунов говорит девицам: «Сидите, я здесь главный!» Тогда Гайдай объявил: «Просмотр отменяется, у нас с вами, Евгений Александрович, это последний фильм». «Нашелся Феллини, — ответил Моргунов. — Ты, Гайдай, мышей не ловишь».
Через два дня режиссер отправил Бывалого в Москву на самолете. И больше не снимал.
А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
Отрезвляющий розыгрыш
— Сцену взрыва в «Псе Барбосе» снимали на лесной опушке неподалеку от дачи знаменитого оперного певца Ивана Козловского, — рассказывает Владимир Цукерман. — Вицина первым загримировали. Готовились преображать Никулина. Сидит «обожженный» Трус у дороги в горелых лохмотьях, напевает: «Куда, куда вы удалились?» Мимо проходили местные колхозники. «Что это с ним?» — спрашивают. «Это великий советский тенор Иван Семенович Козловский, — ответил балагур Моргунов. — Вчера по пьянке сжег дачу соседа. Сегодня свою спалил. Ждем скорую помощь, чтобы отвезла его в психушку». И покрутил пальцем у виска. «Вот что пьянка с человеком делает!» — вздохнул один из колхозников. Достал из кармана чекушку, открыл и вылил водку на землю.
КСТАТИ
«Как у Чаплина, не получится»
При жизни Гайдая критики иногда упрекали его в подражании ранним фильмам Чаплина, любовь к которому Леонид Иович не скрывал. «Однако у меня есть утешение, — говорил режиссер. — В подобных случаях я каждый раз вспоминаю вундеркинда из фельетона Ильфа и Петрова, который ужасно беспокоился о том, чтобы будущий фильм не получился, как у Чаплина. А ему отвечали: «Не бойся, мальчик. Как у Чаплина, не получится».