Задумывая постановку этой комедии Островского, каждый режиссер оказывается перед выбором, какую из сюжетных линий взять за основную. То ли сосредоточиться на событиях в усадьбе Пеньки, где не первой молодости богатая помещица Гурмыжская торгует лесом, влюбляется в молодого, но бедного Алексиса Буланова, для сохранения собственной репутации представляет его женихом своей дальней родственницы Аксюши, но в финале все-таки женит его на себе. То ли сделать основной линию странствующих актеров: трагика Несчастливцева и комика Счастливцева — у них за душой ни гроша, зато в избытке благородства. Обычно соединяют коллизии обоих миров: стоячего помещичьего болота, где дворяне проживают свое богатство, и безбашенной вольницы провинциального театра. Этим же путем пошел режиссер Егор Перегудов.
«С одной стороны, стихия «Леса» — это стоялая вода, где ничего не происходит, не будоражит жизнь. С другой, спасительная сила искусства, театра врывается в унылую повседневность», — пояснил свой замысел Перегудов.
С первых минут и до конца спектакля, который идет три часа, не покидает ощущение: кругом вода. Во всю сцену разлилось колдовское озеро, хотя это «Лес», а не чеховская «Чайка». Во всю ширь задника выведен на экран водный пейзаж. И это похоже на безграничный бассейн-инфинити.
«Всё в нашем мире вышло из воды», — объяснил такое решение художник-сценограф Владимир Арефьев.
Водный простор использован с большой фантазией: с деревянного мостика мужики ловят карасей. Из рук Гурмыжской (её играет Анна Ардова) случайно упорхнуло в воду долговое письмо. По воде она сплавляет проданный лес. Тем же водным путем на бревнах приплывают в Пеньки бродячие актеры: комик Счастливцев (Сергей Удовик) и трагик Несчастливцев (Вячеслав Ковалев). Любовные послания отправляются не голубиной почтой, а в бутылке, брошенной в воду, или в клюве водоплавающей утки. Если действие перемещается в сад, это значит, что в воду посыпятся яблоки и будут покачиваться на волнах. Мимо них проплывет деревянный столик с рюмочками и шкаликами с водочкой. Действующие лица ходят по воде. Но не аки по суху, а в практичных резиновых сапогах, окатывая друг друга брызгами. Мир буквально поплыл из-под ног, больше не на что опереться.
Воды так много, что она заливает авансцену, следы виднеются на бортах. Кстати, водный аттракцион режиссер Егор Перегудов и художник Владимир Арефьев уже испытали в МХТ им. Чехова в спектакле «Месяц в деревне». Там тоже на сцену непрерывно сыпал дождь. Тургеневские барышни ходили в дождевиках, сапогах и с зонтами. Шмыгали носом. А зрители в первых рядах ощущали промозглость. В «Лесе» артистам придется не один час провести в холодной воде. В антракте им сушат костюмы. Пока репетировали все переболели простудой.
«Перед премьерой мы ходили гундосые, осипшие и замёрзшие», — не стал скрывать режиссер Егор Перегудов. Анна Ардова-Гурмыжская поделилась, какой ценой достигается успех: «Доигрываем спектакль с мокрыми головами, вода ледяная. Спасаемся таблетками». А ведь ей играть влюбленную в молодого Буланова (Ярослав Леонов) женщину.
Сценография и костюмы в новом спектакле Егора Перегудова невероятной красоты, выше всяких похвал. Занавес «соткан» из коры лиственницы, специально привезенной из Сибири. Кто ещё на такие фантазии сподвигнется? Но в этом же таится главная ловушка. В очередной раз увлекшись эффектными аттракционами и фенечками, во всем остальном режиссер положился на гений Островского. «Зрители реагируют на сюжет. Важно рассказать историю», — говорит он. Выходит, что режиссерский разбор и не нужен. Артисты сами себе предоставлены. Каждый сам себе исполнитель и режиссер, что превращает спектакль в набор актерских этюдов. Конечно, опытный артист может смешно показать кривую козу, пропищать комаром, прожужжать пчелкой, но есть опасность: по совокупности трехчасового спектакля придирчивый зритель будет рецензировать эти этюды, как у Островского, «играл роль положительно дурно».
Где: Театр им. Маяковского.
Когда: 28, 29 октября, 3, 17, 26 ноября.
Цена билетов: 2000 – 9000 руб.