Мария Бутырская: «Аня Щербакова вряд ли вернется в спорт, а Саша Трусова – если захочет, то сможет»
В эти выходные в Уфе стартует первый этап серии Гран-при России по фигурному катанию. Первая российская чемпионка мира в одиночном фигурном катании Мария Бутырская поделилась с «КП Спорт» ожиданиями от нового сезона.
«Интерес к фигурному катанию не упал»
— Мария, что вы ожидаете от нового сезона?
— Хорошо, что федерация очень сильно поддерживает спортсменов в такое нелегкое для нас время. Соревнований много, показывать все будут. Интерес к фигурному катанию не упал.
— В ваше время внутренних соревнований было меньше?
— Я бы не сказала, что меньше было. Может быть, они были не такие денежные, но соревнований было полно. Это я, может быть, выступала дома, у меня было очень много международных соревнований, но главный и обязательный старт всегда был чемпионат России. Потому что на нем определялась сборная, кто поедет на чемпионаты Европы, мира, Олимпийские игры Я концентрировалась больше на этих соревнованиях, поэтому шесть раз становилась чемпионкой страны. Хотя я помню, как наше первенство проходило при пустых трибунах…
«Лиза Туктамышева – уникальная»
— У девочек наметилась очередная смена поколений. Щербакова и Трусова уже второй сезон не выступают. А им на смену приходят вчерашние юниорки.
— Аня вряд ли вернется в спорт. Саша – все зависит от нее. Если она захочет, она смело может возвращаться. Она тот человек, который, если поставил перед собой задачу, она ее выполнит. Наверное, взяла тайм-аут, и это нормально.
— У вас ведь тоже были перерывы в карьере?
— Красивая спортивная карьера в их возрасте у меня еще не началась, а меня, когда мне было в 14-15 лет, просто выгнали из ЦСКА. Я три месяца не каталась. Думаю: значит, не перспективная.
— Вы стали нашей первой чемпионкой мира среди одиночниц в 26 лет. Столько же сейчас Елизавете Туктамышевой. Что ей посоветуете?
— Лиза уникальна. Она столько лет уже катается, столько находится в сборной, в обойме. Это дорогого стоит. Уверяю, что с каждым годом становится сложнее. В 15-16 ты один объем работы делаешь. В 26, чтобы находиться в хорошей физической форме, которая бы могла тебе позволять соревноваться на самом высоком уровне, необходимо тренироваться в несколько раз больше. Поэтому я представляю, сколько она пашет, ведь она с каждым годом больше и больше прикладывает усилий, чтобы сохранять эту форму. Там много большой работы. Фигурное катание очень сильно изменилось. У нас не было таких сложных дорожек, вращений. А сейчас надо усиленно работать над каждым элементом. У нас прыжки, вращения сделала — тебе засчитали. Какой уровень, сколько оборотов – никого не интересовало. А теперь помимо льда, гораздо больше нужна общая физическая подготовка, хореография. Все программы отрабатываются на полу. Можно целыми днями заниматься.
— Какой самый сложный прыжок вы исполняли?
— Я прыгала тройной аксель. Он где-то запечатлен… Но в программе я его ни разу не попробовала. Наверное, не было смысла тогда.
— До скольких лет вы соревновались на высоком уровне?
— То есть у Лизы еще три года есть, а то она вся в сомнениях…
— Да… (смеется Мария Бутырская.)
«Болеть каждый будет за своих любимых фигуристов»
— А почему с парами у нас в последнее время плохо…
— Сложно сказать. Если у нас — одиночников, должна быть связка спортсмен – тренер, то здесь уже три человека: партнер, партнерша и тренер. И это всегда сложнее. Иногда, кажется, вроде поддержка дополнительная. А иногда в дело вмешиваются личные отношения, а они должны быть доверительными, чтобы можно было довериться партнеру, сделать сложнейшие поддержки, выбросы.
— За кого будем болеть в новом сезоне?
— Болеть каждый будет за своих любимых фигуристов. Думаю, будет очень интересно. Мы не стоим на месте, мы двигаемся вперед. Будет жаркий сезон, будет на что посмотреть, будет чем полюбоваться. И программами, и элементами. Всем огромной удачи. Вперед, за нашу страну!
«Если Рома Костомаров решил, он это обязательно сделает»
— Роман Костомаров на днях на ТВ говорил, что зимой собирается попробовать выйти на коньках в шоу у Авербуха.
— Дай бог, я верю, у Ромы такой характер. Он уже бегает, прыгает. Если он это решил, он это обязательно сделает. Мы были с ним в сборной. Он помоложе. Когда они выигрывали Олимпийские игры, я уже не каталась. Но я их застала. Рому я очень хорошо знаю, потому что он долгое время катался и у моего тренера Елены Анатольевны Чайковской.
— У нас не настолько близкие отношения. Мы общаемся, когда встречаемся.
«Старший сын занимается хоккеем, а средняя девочка – большим теннисом»
— Мария, вы кого-то сейчас тренируете?
— Я тренирую постольку поскольку. Я больше занята своими детьми. (У Бутырской трое детей – сын Владислав 2007 г.р., дочь Александра – 2009 и сын Гордей — 2017, — авт.). У меня средняя девочка Александра (Хомицкая) занимается большим теннисом. Мы очень много выезжаем, соревнуемся. Не могу в полной мере уделять время фигурному катанию.
— Да. У нас спортивная семья. Старший сын хоккеем занимается. Сейчас он перешел из «Динамо» в ступинский «Капитан». Это молодежка от ХК «Сочи». У них последний очень важный год. В следующем году будут либо контракты, либо ты на фиг никому не нужен будешь. У нас папа хоккеист (Вадим Хомицкий, тренер в ХК «Капитан»), поэтому есть возможность помочь ребенку. Сконцентрировали внимание на том, чтобы он много играл. В «Динамо» нет такого объема игр.
— На коньках сын чемпионки мира по фигурному катанию тоже должен хорошо кататься, как мама.
— Знаете, безобразно. Я его периодически беру с собой, учу кататься. Многих вещей он не умеет делать. Обидно, что мать – фигуристка, отец – хоккеист. Какие-то вещи он неплохо делает, владеет коньком. А вот иногда, меня как тренера шокирует его катание.